Российская газета,
24 февраля 2016 г.
ЦБ: в зоне уверенного приема
1519 просмотров
Банк России собирается приструнить финансовых мошенников, выпустить «умные» игры для обучения граждан «финансовой грамоте», открыть общественную приемную для сбора жалоб и предложений и создать «представительство» в социальных сетях.
Об этом и многом другом в интервью «Российской газете» рассказал заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.
ОСАГО: деньги не выдавать
В кризис 2009 года ЦБ отмечал всплеск активности финансовых мошенников. Сейчас тоже есть эта проблема?
Владимир Чистюхин: Финансовое мошенничество всегда было и, к сожалению, наверное, всегда будет. Но дело в масштабах этого явления. Когда ситуация в экономике не очень хорошая, падают доходы населения, действительно оживляются разного рода мошенники и пытаются извлечь для себя выгоду.Как правило, играют либо на стремлении человека сэкономить в трудное время, либо, наоборот, на желании получить быстрый доход. Но бесплатных пирожных, как известно, не бывает.
Сейчас мы наблюдаем крупные формы мошенничества в двух секторах. Во-первых, в страховании. Появился целый класс автоюристов, которые, по сути, должны защищать права автомобилистов, но на практике занимаются выбиванием как можно большего количества денег из страховых компаний для наполнения собственного кармана. Схема простая: у потерпевшего в аварии выкупают его права за не самую большую сумму - платят наличными, на месте, без всяких разбирательств. Дальше посредством разных юридических процедур накручивают сумму выплаты, включая в нее, к примеру, затраты оценщика, штрафы, которые могут быть наложены на страховую компанию, если она в срок не успела выполнить какие-то свои обязательства... В итоге получается очень неплохой доход.
Другая проблема в той же сфере страхования связана с полисами ОСАГО. После увеличения тарифов некоторым гражданам покупать полис стало более накладно, чем раньше. Как результат - на рынке появились подделки. Бывают случаи, когда автолюбители приобретают такие полисы, не зная, что это фальшивка. Им объясняют, что полис стоит чуть дешевле, потому что у страховой компании есть тарифный коридор, в рамках которого цена может варьироваться, сезонные скидки, что-то еще... Но очень часто граждане сознательно покупают подделку.
Как заявляет Российский союз автостраховщиков, на сегодня порядка 10 процентов граждан, владеющих машинами, имеют поддельные полисы. Проверить эту цифру невозможно, но если так, то это несколько миллионов человек.
Что с этим делать?
Владимир Чистюхин: Если говорить об автоюристах, с моей точки зрения, правильно было бы переходить с получения денег по ОСАГО на непосредственный ремонт автомобиля страховой компанией. Сегодня у потребителя есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину.
Но ведь смысл услуги страхования в том, чтобы после аварии вернуть автомобилю то же состояние, как до ДТП. Поэтому по общему правилу можно было бы предоставить страховым компаниям возможность организовывать ремонт, и только если они не в состоянии его обеспечить, делать выплаты по расценкам, утвержденным единой методикой.
Сейчас, кстати, идут споры о том, адекватна ли единая методика по возмещению ущерба или нет. Так вот, если перейти на ремонт, то эта тема уйдет сама собой.
ЦБ собирается инициировать такие поправки?
Владимир Чистюхин: Обсуждаем это предложение с Российским союзом автостраховщиков. Думаю, в относительно ближайшем будущем мы выйдем с целым комплексом мер.
Если же говорить о фальшивых полисах, то, во-первых, речь должна идти о более плотном взаимодействии как страхового сообщества, так и регулятора с правоохранительными органами, которые обязаны помогать выявлять и пресекать подобную практику. Второй момент, я очень надеюсь, что МВД совместно с Российским союзом автостраховщиков запустят автоматизированную систему, которая позволит через установленные на дорогах веб-камеры по номеру автомобиля проверять, зарегистрирован ли на него полис в базе данных РСА.
Мне кажется, это очень эффективное решение, требуется только определенная докрутка программного обеспечения. Если это будет сделано, не то чтобы проблема «сойдет на нет», но там, где на дорогах есть камеры, использовать фальшивки станет практически невозможно, так как это будет сразу приводить к автоматическому штрафу. *** Центробанк начинает прием
Банк России недавно завершил презентацию «Основных направлений развития финрынка в регионах». Поделитесь выводами.
Владимир Чистюхин: На сегодняшний день в этом документе собраны главные приоритеты Банка России на ближайшие три года. Важно обратить внимание, что документ распространяется на все сегменты финансового рынка, в том числе и на банковский.
Работая над этим документом, мы хотели, чтобы он отражал не только взгляд Центрального банка на то, что происходит на финансовом рынке, но и учитывал точку зрения его участников. Поэтому мы устроили несколько встреч в Москве и ряд совещаний в регионах с представителями различных индустрий финансового рынка, государственных органов, а также с публичными акционерными обществами.
Надо сказать, что регионы откликнулись на это очень живо. Мне кажется, очень позитивно была воспринята идея обсуждения ЦБ с профессиональными участниками приоритетных направлений развития финрынка.
Не ожидали?
Владимир Чистюхин: Вот именно. При этом было общее впечатление, что рынок оказался достаточно подготовлен к обсуждению данного документа. Было ясно, что он не просто прочитан, но и серьезным образом проанализирован.
К примеру, в «Основных направлениях...» уделяется большое внимание рынку облигаций. Так вот ряд коллег сказали, что, по их мнению, надо в документе более четко прописать стимулы не только для эмитентов, но и для инвесторов, то есть тех, кто будет покупать эти облигации. Речь шла о налоговых льготах, о повышении прозрачности деятельности эмитентов...
Я очень надеюсь, что по итогам этого обсуждения мы сумеем скорректировать документ. В целом он носит рамочный характер, но мы планируем каждый год выпускать подробный план мероприятий, чтобы все участники рынка и заинтересованные лица понимали, что конкретно ЦБ и другие ведомства будут делать. И по итогам каждого года мы планируем отчитываться о том, как реализуются «Основные направления...».
Первый план конкретных действий будет рассчитан на 2017 год?
Владимир Чистюхин: Нет, на 2016-й, но это будет усеченный план. Думаю, что весной мы уже начнем обсуждать его с рынком.
Конкретика уже есть?
Владимир Чистюхин: В нем будет многое из того, о чем мы говорили в своих выступлениях по время презентации документа участникам рынка.
Мы планируем запуск общественной приемной. Министерство образования при нашем активном участии сейчас разрабатывает программы, проводит обучение тьюторов и школьных учителей, поскольку уже с 1 сентября 2016 года во многих школах России начнутся уроки финансовой грамотности.
В части рынка облигаций совершенно очевидно, что вопросы упрощения эмиссии и перехода на электронный документооборот, нужно будет решать в 2016 году.
Отдельные проблемы корпоративного управления и противодействия недобросовестным практикам также будут решаться в текущем году. В общем, много чего.
А вопрос льгот по облигациям?
Владимир Чистюхин: Поправки подготовлены. Если нам удастся быстро провести их через Госдуму, думаю, они тоже будут в плане 2016 года.
Какой формат работы будет у общественной приемной?
Владимир Чистюхин: Пока она будет только в Москве. При этом мы рассматриваем вопрос, чтобы в тех регионах, где находятся наши главные управления, тоже создать общественные приемные. Там граждане смогут получить консультацию, разъяснения по интересующим их вопросам, подать жалобу.
У ЦБ уже есть интернет-приемная. Зачем нужна, по сути, еще одна?
Владимир Чистюхин: Интернет-приемная - это контакт на расстоянии, а общественная приемная - место, куда гражданин физически может прийти.
Не боитесь, что ходоков будет слишком много?
Владимир Чистюхин: Да, потребуются ресурсы, но наша задача думать не о том, насколько комфортно будет нам. Стоит задача - создать условия, которые были бы комфортны потребителю. Как показала практика, бесконтактная связь через интернет-приемную ментально не всегда устраивает потребителя. Многие граждане хотят прийти, высказать свои пожелания в личной беседе, подать жалобу, получить разъяснения. Им это легче сделать физически, чем направлять письмо.
Роспотребнадзор тоже занимается защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Как будете делить фронт работ?
Владимир Чистюхин: У нас сейчас действительно есть некоторые пересечения с Роспотребнадзором в части защиты прав потребителей финансовых услуг, но мне кажется, в финансовой сфере такое количество злоупотреблений, что и нам, и Роспотребнадзору хватит работы. К тому же у нас с Роспотребнадзором заключено соглашение об обмене информацией, и мы пытаемся нашу деятельность синхронизировать, чтобы не было дублирования.
Некоторые профессиональные участники финансового рынка в ряде случаев выражают свое недовольство тем, что сегодня к ним пришли из Центрального банка, а завтра - из Роспотребнадзора...
Но наш ответ в этом плане достаточно простой: оказывайте качественные услуги потребителю, чтобы он на вас не жаловался, и тогда к вам не придет ни та, ни другая организация.
(с сокращениями)
Юлия КРИВОШАПКО
Вся пресса за 24 февраля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Страховое право, Страховое мошенничество, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|